Свидетельство Н.И. Чистякова о том, что И.Н. Жуков приобщал школьников к языку эсперанто, подтверждается следующей записью в дневнике последнего за 19 ноября 1928г.: "Организую в школе кружок "Всемирных корреспондентов"; практическая цель его - осмысленное целевое изучение англ. и немецк. яз., преподаваемых в школе, и языка Эсперанто, а идеологическая цель - укрепление интернациональных связей." (РГАЛИ, ф. 2042, оп. 1, е.х. 21.)


   Но И.Н. Жуков пропагандировал эсперанто и вне школы, в частности в своих печатных работах. С учётом популярности Жукова как скульптора такая деятельность имела большое значение для распространения эсперанто в широком масштабе. Это было по достоинству оценено руководителями отечественного эсперанто-движения. Член ЦК Союза Эсперантистов Советских Республик Н.В. Некрасов вошёл с Жуковым в контакт, а позже опубликовал о Жукове и его творчестве обстоятельную статью в международном эсперантском журнале "Sennacieca Revuo". Приводим здесь одно письмо Н. Некрасова и перевод его статьи.

   Перевод с эсперанто статьи Н.В. Некрасова "Skulptisto-fantaziulo Inocento Ĵukov" в журнале "Sennacieca Revuo" за 1927г., №9(45), стр. 139-143:

 

СКУЛЬПТОР-ФАНТАЗЁР ИНОКЕНТИЙ ЖУКОВ

 

   Иннокентий Жуков родился в Забайкалье (Сибирь), на золотых приисках Нерчинска. На этих приисках прошли годы молодости будущего скульптора. Покрытые лесом горы, большой господский дом, дома служащих, рабочие казармы, золотомоечная машина и людской муравейник возле неё - таковы были первые впечатления ребёнка. В то время он впервые попробовал творить, вырезая фигуры зверей, птиц и людей из корней деревьев.

 

   Иннокентий Жуков учился в гимназии г. Читы. В четвёртом или пятом классе он начал писать стихи; к тому же периоду относится его первая попытка лепить. Во дворе дома его дяди рыли колодец и извлекли глину. Так впервые глина попала в руки Иннокентия Жукова. Появились экспрессивные головки, вызвавшие удивление, смех и любопытство товарищей-гимназистов. Позже в гимназии отмечали 50-ю годовщину смерти знаменитого баснописца Крылова. К этому событию Жуков вылепил бюст Крылова, поместив на пьедестале фигурки животных, выведенных в баснях.

 

   По окончании гимназии в 1895г. Жуков с сестрой выехал в Петербург, чтоб стать студентом историко-филологического факультета университета. Началась студенческая жизнь: лекции, новые знакомства, студенческие волнения... Студенты варились в котле революционно-социалистического движения. Шла острая борьба между марксистами и народниками. Жуков стал правоверным марксистом. Он зачитывал рефераты своим товарищам, выступал на вечеринках и " на искусство смотрел свысока": можно ли заниматься искусством в России, когда ещё не разрешено так много серьёзных общественных проблем?!... Юный, красивый, жертвенный идеализм захватил всего Жукова, - тот самый идеализм, который пережил и прочувствовал и Заменгоф.
   Однако летом, в каникулы, в деревне под Петербургом, Жуков вновь занялся скульптурой, как бы в опьянении работая с утра до ночи. Вся комната, балкон, сад были заполнены скульптурами - странными, забавными, комичными... Он не подражал природным формам, он фантазировал...

 

   В 1902г. Жуков стал учителем географии. Его педагогическая деятельность продолжается до сих пор. О Жукове-педагоге мы поговорим ниже. Педагогическая работа поглощала много времени и нервной энергии, но доставляла Жукову и много радости.

 

   Работая днём в школе, вечером Жуков занимался скульптурой. В 1906г. альбом с фотоснимками работ Жукова попал к ректору Академии Художеств, скульптору Беклемишеву, и к критику-искусствоведу Брешко-Брешковскому, которые посоветовали Жукову отправить на выставку всё, что у него было. На "Осенней выставке" 1907г. работы Жукова имели успех.

 

   Весной 1908г. друзья помогли Жукову побывать в Париже. Он пробыл там два месяца, посвятив всё время знакомству с художественными сокровищами этого мирового центра.
Знаменитый скульптор Роден через своего секретаря Мунье посоветовал Жукову не учиться в студии какого-нибудь "маэстро скульптуры": "У Вас сильная индивидуальность, и Вы напрасно потратите время на борьбу с другой индивидуальностью. Имейте мужество работать один. Пусть Вашим метром будет сама природа."
   Однако с осени 1912г., благодаря предоставленной на два года стипендии, у Жукова появилась возможность учёбы в Париже в мастерской знаменитого скульптора Бурделя в "Академии Гранд Шомьер", копируя живые модели. Хотя сам он был склонен лепить не с натуры, а творить, фантазируя, Жуков решил два года не касаться глины с творческой целью, а только учиться.
   Летом 1914г., за две недели до большой войны, он вернулся в Россию. Война скомкала все планы и заставила возобновить педагогическую работу, необходимую для содержания семьи.

 

   Революцию Жуков встретил в Сибири. Там он прочувствовал все её фазы. Когда было создано буферное государство Дальне-Восточная Республика, в 1921г., Жуков создал большой скульптурный проект - Монумент Революции, - а Правительство республики отправило его в качестве подарка Совету Народных Комиссаров РСФСР по случаю четвёртой годовщины Октябрьской Революции.

   Теперь Жуков живёт и работает, в Москве.

 

* * *

 

   Анализируя творческие мотивы Жукова, прежде всего, следует отметить резкое отличие его манеры лепки от академической. Главное, что характерно для Жукова в его произведениях, это необычная способность отражать в глине эмоции души. Он не обращает внимания на всё, что мешает главному, например, на одежду, и концентрирует всё внимание на отображении характера предмета лепки.

 

   Многие работы Жукова изумительно хорошо воспроизводят типичные субъективные черты народных нравов. Но ещё больше у него работ, передающих яркое чувство людей с помощью фантастических животных, птиц и т.д. Некоторые любопытные спрашивали Жукова, почему он выражает свои идеи в форме птиц. Улыбаясь, он отвечал: "Потому, что моя душа когда-то была птицей". И Жуков придал птицам человеческие качества, создал некий особый немой птичий язык: его птицы говорят, гримасничают и обладают всеми человеческими свойствами.
   Вот, например, скульптура грузной птицы со свиноподобным лицом и подписью: "Губернатор". Эта вещь была создана ещё при царском режиме, и по политическим причинам её название нельзя было написать по-русски, поэтому оно было написано латинскими буквами.
   Вот две птицы, готовые заплакать, грустные, тесно прижавшиеся друг к другу. Это "Одинокие". Их одиночество столь сильно выражено, что нет никакого препятствия или затруднения для того, чтоб сразу воспринять задуманную мысль. Много, очень много образов птиц встаёт перед вами из глиняных изделий Жукова: хитровато улыбающихся, довольных, наивно-любопытных, обиженно негодующих - все очень экспрессивные и запоминающиеся...

 

   Характерные скульптуры Жукова были очень популярны: перед войной разошлось не менее 300.000 экземпляров открыток с фоторепродукциями этих скульптур.

 

* * *

 

   Однако наиболее оригинальным является внутренний мотив творчества в искусстве лепки Иннокентия Жукова. Это - путь фантазии. Когда-то Жуков создал убогую фигуру пузатого карлика - бога счастья "Ермошку". Но в убогие, безобразные формы он поместил "самое прекрасное, что есть на земле - человеческую душу". В формах этого "Ермошки" Жуков представил (по его мысли) весь характер человечества, которое ещё молодо и не может ходить, но когда-нибудь подрастёт и овладеет землёй, сея счастье.
   Теперь Жуков думает, что после 1917г. "Ермошка" являет собой счастливо улыбающегося смелого мальчишку. Мальчик ещё вырастет, няньки ему не нужны - человечество не нуждается больше в управляющей системе и станет сознающим свободу, зрелым рабочим. Именно так вылепил бы Жуков нового "Ермошку".

 

   В 1921г. в Чите Жуков напечатал (на русском языке и одновременно в переводе на эсперанто) интересную поэму "Замок души моей", в которой он выразил весь мир своих необыкновенных фантазий.

 

* * *

 

   Жуков знаком с языком эсперанто, дважды пытался выучить его самостоятельно, но разные причины не позволили ему полностью осуществить своё намерение. Кроме вышеназванной брошюры "Замок души моей", вышедшей на двух языках, Жуков ссылается на эсперанто в другой своей книжке "Путешествие звена юных пионеров "Красная Звезда" в страну чудес" - в фантастическом рассказе для ребят. В этой книжке он описывает приключения звена, внезапно оказавшегося в стране Будущего со всеми её техническими совершенствами. Там проводится съезд юных пионеров, и эсперанто широко используется гостями из разных частей мира. Всё это оказывается сном, но дети, проснувшись, заключают: "А всё-таки это скверно, что мы не знаем языка эсперанто, ведь для международных съездов он незаменим!.."
   Несомненно, большой заслугой Жукова перед эсперанто является то, что он не упустил случая для пропаганды этого языка в популярной книжке.

 

* * *

 

   По собственному признанию Жукова, интерес к эсперанто пробудило в нём скаутское движение, которым Жуков особо занимался некоторое время. Будучи профессиональным педагогом, любящим детей и любимым ими, Жуков был воодушевлён скаутским движением и много потрудился для него. В этой связи он опубликовал много проектов и проспектов. Один из них под названием : "И.Н. Жуков. - Скаутское движение искажённое и верное" появился также на эсперанто в апреле 1921г. в Чите.

 

   Чтоб проиллюстрировать всю оригинальность образа мыслей Жукова в этом направлении, сошлёмся здесь на ещё один проспект Жукова под названием "Педагогические парадоксы и прогнозы будущей педагогики", представленный им Народному Комиссариату Просвещения РСФСР в качестве фантастического предложения создать в главном образовательном министерстве штатные должности Робинзона Крузо и его помощника Пятницы. Предложение предусматривало также организацию всемирной экспедиции скаутов с целью исследования Африки с естественнонаучной позиции, устройство соревнования с большими программами обучающих уроков , с премиями, включающими эскадру подводных лодок, флотилию аэропланов, колонну автомобилей и т.д.

 

   Понятно, что такой фантастический план был и останется невыполнимым. Но он показывает огромную способность к чувству далёкой перспективы, присущую Иннокентию Жукову. И несмотря ни на что, частица работы Жукова на педагогическом поле остаётся цветущей и полезной. Скаутское движение, к которому одним из первых русских дореволюционных педагогов присоединился Жуков, ныне широко распространяется, становясь массовым, очищенным от своих отрицательных моментов, - как новое свободное движение юных пионеров. Применение словосочетания "юный пионер" взамен "бой-скаута" стало всемирно известным и отличающим детские организации пролетарского рабочего воспитания от организаций воспитания буржуазно-милитаристского. Это словосочетание - "юный пионер" - является придумкой Жукова.

 

* * *

 

   В настоящее время Жуков работает главным образом как скульптор. У его искусства появились новые черты. Лица, создаваемые Жуковым, становятся серьёзнее и мужественней. Он уже почти не лепит лица с выражением коварства, пошлости, плутовства. Вот энергичное лицо красноармейца, вот суровые лица бастующих английских горняков, а вот доброе выражение лица работницы... Дореволюционным типам пришли на смену новые герои, соответствующие новой эпохе...
Наступил новый этап - этап сильного и наполненного сознанием творчества, серьёзного революционного строительства.

 

*

 

Примечания: а) В статье воспроизводятся портрет И. Жукова и шесть его работ, включая три маски. Из-за низкого качества иллюстраций в переводе они опущены. б) На вопрос о том, как мог И. Жуков выпускать в 1921г. в Чите свои произведения на эсперанто, недостаточно свободно владея этим языком, ответил Анатолий Сидоров из Санкт-Петербурга. Он сослался на составленную Н. Некрасовым "Библиографию эсперантской печати в СССР за 12 лет революции, 1917-1928гг." В этом справочнике указано, что "Замок души моей" перевёл на эсперанто М. Фёдоров, а "Скаутское движение искажённое и верное" - Ю. Усольцев.

*

 

   Заглавная страница повести И.Н. Жукова "Путешествие звена "Красной Звезды" в страну чудес" - Изд. Всеукраинского общества содействия юному ленинцу, Харьков, 1924г.

 

   На этой странице изображён момент игры в аэробол, описанный в повести. Эта игра - одна из многих, изобретенных И.Н. Жуковым. Некоторые его игры и аттракционы могут быть использованы и в наше время.

 

   В данной повести язык эсперанто в разном контексте упоминается пять раз, причём иногда встречаются вкрапления эсперантских слов на латинице, например, призыв "Estu preta!" и отзыв " Ĉiam preta!"/будь готов - всегда готов/.

*

   Признанием значительного вклада И.Н. Жукова в международное эсперанто-движение является помещение биографической статьи о нём в знаменитую энциклопедию эсперанто. Таким образом, имя И.Н. Жукова нашло отражение в четырёх энциклопедиях, что дано не многим. Кстати, и по числу печатных откликов на художественную деятельность в области скульптуры И.Н. Жуков опередил многих и многих, если вообще не вышел на первое место.

 

Биографические статьи об Иннокентии Жукове

 

   1) Сибирская советская энциклопедия, том 1 (Москва, 1929г.), колонки 967-968:

   ЖУКОВ, ИННОКЕНТИЙ ИВАНОВИЧ - известный скульптор, литератор. Р. в 1875 в Забайкалье (Горный Зерентуй). Будучи студентом Пб. Ун-та, работает в мастерской проф. Беклемишева. С 1906 начал принимать участие в выставках ("Осенняя выставка" в Пб.), скоро получив широкую известность. С осени 1912 до начала империалистической войны работал в Париже (в мастерской Бурделя); по возвращении в Пб. занялся педагогической деятельностью. 1917-22 проводит в Чите, сотрудничая в местных журналах по вопросам педагогики и детского движения. Творчество Ж. с формальной стороны весьма своеобразно - все его скульптурные произведения необычно экспрессивны, чем обусловлено различие оценок и споры вокруг его приемов лепки. Со стороны содержания творчество его можно рассматривать по двум периодам. Первый - характеризуется борьбою с мещанством и пошлостью и своеобразной символикой ("Два короля", "Две сплетницы", "У жизни в лапах", "Каменщик").

 

   2) Большая советская энциклопедия (1-е издание), том 25 (Москва, 1932г.), колонка 600:

   ЖУКОВ, ИННОКЕНТИЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1875), скульптор. Окончил историко-филологический факультет в С.-Петербурге. С детства лепил самоучкой. В 1911-14 в Париже учился скульптуре у Бурделя; известен многочисленными жанровыми статуэтками и головками детей, выполненными в натуралистической манере.

   После революции 1917 Жуков переключился на советскую тематику. Однако для его скульптуры характерен тот же анекдотический бытовизм, к-рый отличал творчество Ж. до революции. Скульптуры Ж., несмотря на то, что некоторые из них выставлены на площадях (фонтан с фигурами пионеров на площади Восстания в Москве), не возвышаются над уровнем бытовой, камерной скульптуры. Ж. принадлежат бутафорские маски к "Медвежьей свадьбе" в постановке Малого театра. Работы Ж. находятся в музеях Наркомпроса, Революции, Антирелигиозном и др. Ж. - один из организаторов скаутизма в России, впоследствии работал в пионерском движении и выпустил повести "Приключение пионера в стране чудес", изд. "Харьковский пролетарий", 1926, и "Мертвый огонь", М., 1928. /Предположительный автор статьи - скульптор В.Н. Домогацкий./

 

   3) Enciklopedio de Esperanto, (1-е издание), том 2 (Будапешт, 1933-34гг.), стр. 592, /в переводе с эсперанто/:

   ЖУКОВ ИНОКЕНТИЙ НИКОЛАЕВИЧ, педагог, известный скульптор. Род. в 1877 (?) на золотых приисках Нерчинска (Сибирь). Один из инициаторов скаутизма в России и нового революционного движения юных пионеров. Э/сперан/-ист. Он упоминал Э/сперант/-о в своих сочинениях. /Предположительный автор статьи - журналист Н.В. Некрасов./

 

   4) Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь, том4, книга первая (Москва, "Искусство", 1983г.), стр. 141 (воспроизводится с сокращениями):

   ЖУКОВ Иннокентий Николаевич / Скульптор, р. 5.10.1875 в Горном Зерентуе (Забайкалье), ум. 5.11.1948 в Москве. / Окончил историко-филологический фак-т Петербургского ун-та. Систем. худож. образования не получил. Занимался в Париже, в мастерской Э.-А. Бурделя (1912-14). Жил в Петербурге (1914-17), Чите (1917-22), затем Москве. Участвовал на выставках с 1906. В 1900-10-е гг. исполнял в основном сатирические и гротескные произв. (гипс, гипс тон., глина) (названы 18 работ - Э.Б.) и др.

   В эти же годы выполнил жанровые композиции и портреты: (названы 8 работ - Э.Б.) и др. - некоторые в Читинском ОКМ. После Октябрьской революции создал проекты памятников (гипс тон.) - Октябрьской революции (1921) и В.И. Ленину (1933); рельеф "Вся власть Советам!" (гипс тон., 1927). Большое место в его творчестве занимало изображение детей (гипс, гипс тон., глина): (названы 11 работ - Э.Б.) и др. (повторения были установлены во многих городах СССР). Автор портретов (гипс, гипс тон.): (названы 9 работ - Э.Б.) и др. Исполнял также масочки и фигурки фантастических животных. Произв. Жукова экспонировались в Париже (1914). Выставки его работ состоялись в 1912 (Петербург), 1917 (Петроград), 1918, 1919, 1920 и 1975 (Чита); 1928 (Москва), 1930 (Сочи), 1962 (Ленинград). Ж. - один из основателей и редактор журн. "Русский скаут" и "Петроградский скаут" (1915-16). Писал книги, статьи по вопросам искусства (см. соч.). Препод. в организованной им скульптурной студии в Чите (1917-22). Портрет Ж. написала В.И. Жукова (его дочь - Э.Б.)(1933). / СОЧ. Ж. (названы 7 работ). / ЛИТ.: (названы 13 источников - Э.Б.). МУЗЕИ: (названы 5 источника - Э.Б.). КАТАЛОГИ: (названы 10 источников - Э.Б.). ЖУРН.: (названы 16 источников - Э.Б.). ГАЗ.: (названы 23 источника - Э.Б.).

 

   5) Российская педагогическая энциклопедия в двух томах, том 1 (Москва, "Большая российская энциклопедия", 1993), стр. 310:

   ЖУКОВ Иннокентий Николаевич [5(17).10.1875, рудник Горно-Зерентуй, ныне пос. гор. типа (Горный Зерентуй) Читинской обл., - 5.11.1948, Москва], педагог, один из организаторов рус. скаутского движения. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1904). Преподавал географию в ср. уч. заведениях Петербурга (1904-11, 1914-17), Читы (1917-21), Москвы (1922-31). В 1922-23 чл. Центр. Бюро юных пионеров при ЦК РКСМ.
В 1914-17 ответств. секретарь Всерос. об-ва содействия мальчикам-разведчикам ("Русский скаут"), пропагандировал гуманистич., рыцарский характер деятельности скаутов и её ориентацию на общественно полезные трудовые дела. В Чите, руководя скаутскими отрядами, предложил методику организации работы с детьми на основе т.н. длительной игры, наполненной романтикой. После 1917 стремился создать новый тип дет. орг-ции "Красные скауты", пытаясь соединить традиции скаутизма, альтруизм с дет. коммунистич. движением.
   В 1922-23 участвовал в создании моск. пионерской орг-ции, был вожатым первого пионерского отр-да Бауманского р-на. Публиковал в периодике статьи по вопросам воспитания ("Игра и труд в педагогике", "Психол. основы трудовой школы", "Дет. движение и трудовая школа", "Иск-во и воспитание" и др.). Его пед. идеи проникнуты заботой о детях и мечтами о человеке будущего. Метод "длительной игры", позволявший вовлекать детей в трудовую и познават. деятельность, пробуждать у них сознательность и инициативность, использовался в работе пионерских отрядов. Он предложил назвать всес. дет. коммунистич. орг-цию пионерской, ввести девиз "Будь готов!", разработал программу умений и навыков пионеров для разл. возрастов. Провёл первый смотр пионерской орг-ции (Морской конкурс на лучшее звено). Ж. было присвоено почётное звание "Старший пионер РСФСР".
   В сер. 1924, в обстановке начавшейся политизации работы пионерской орг-ции, отошёл от практич. сотрудничества с дет. движением. Написал книги для детей, пропагандировавшие нравств. принципы пионеров и в образной форме раскрывавшие организацию длит. игры с детьми, - "Путешествие звена "Красной звезды" в страну чудес" (1924) и "Мёртвый огонь (приключения юных пионеров в Египте)" (1926).

 

   Соч.: Рус.скаутизм, П., 1916 (репринтное изд., Ер., 1991); Стаи волчат и птенчиков, Чита, 1918; Игры. 34 игры из числа наиболее употребительных в шк. и скаутской практике, Чита, 1922.
   Лит.: Яковлев В., Скульптор и педагог, НО, 1966, № 7; Горбунова Л., Скульптор Иннокентий Жуков, Иркутск, 1977; Красноштанов С., Старший пионер республики, "Дальний Восток", 1979, № 8; Чивилихин В., И. Жуков, в его кн.: Дорога, М., 1989. М.В. Богуславский.

 

*

   Наша справка:

 

   ИННОКЕНТИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЖУКОВ родился в посёлке Горный Зерентуй (Забайкалье, район Нерчинского Завода) в семье управляющего Горно-Зерентуйским рудником в воскресенье 5/17 октября 1875г. Его родители - "Пристав 3-й Зерентуевской дистанции Титулярный Советник Николай Михайлович Жуков и законная жена его Агрипина Афанасьевна" (Агрофена) Савинская - были потомками каторжан. Иннокентий Николаевич умер в Москве 5 ноября 1948г. После него осталось четверо взрослых детей - пожарник, художник, врач и педагог.


   И.Н.Жуков был одновременно профессиональным учителем географии, видным организатором детского движения в России и СССР, скульптором и литератором. Кроме того, он был активным общественником на работе и по месту жительства, а также неистощимым выдумщиком и рационализатором во многих областях жизни. Новаторские творческие достижения Иннокентия Николаевича в педагогике и искусстве значительны и неоспоримы, а научное освоение его обширного наследия остаётся актуальным по настоящее время.

Адрес для писем:

erbu@ya.ru

_______________

 

Обновлено 30.04.2017

(Отклики)